Но не все идет так гладко, как хотелось
бы. Закону "О товариществах собственников жилья" недавно
исполнилось шесть лет, однако в столице насчитывается
немногим более 600 ТСЖ. Причин, тормозящих процесс
создания товариществ, немало, однако основная заключается
в недостаточной работе с жителями и отсутствии доходчивой,
понятной каждому информации. Многие с завидным упрямством
отказываются признавать, что ТСЖ может принести реальную
выгоду: сделать их дом чище, красивее, уютнее, теплее.
"Нам и так хорошо", - говорят люди, которые за многие
годы привыкли к грязному двору и замусоренным подъездам.
Кого-то отпугивает повышение квартплаты, хотя, казалось
бы, жителей новых домов это пугать не должно: большая
часть квартир в новостройках - это коммерческое жилье,
покупают его люди не бедные, которым высокая квартплата
вполне по средствам.
Процесс регистрации товариществ также
проходит непросто. Когда ТСЖ создается в новостройке,
его оформлением занимается организация застройщика-заказчика,
где работают опытные юристы и экономисты. Если же
за дело берутся сами жильцы, процесс несколько усложняется.
Нередко чиновники, в чьи обязанности входит помощь
жителям, чинят препоны инициаторам создания ТСЖ. Некоторые
руководители сами не до конца понимают, зачем нужны
товарищества, и для чего необходимо регистрировать
кондоминиумы. Другая сторона проблемы в том, что до
сих пор нет четкой нормативной базы для создания кондоминиумов
и ТСЖ, не отработана схема предоставления субсидий
на период становления товариществ, не решены законодательно
многие другие вопросы. Вероятно, нерадивым чиновникам
давно следует понять, что если в ближайшее время у
каждого дома не появится собственник, то реформа жилищно-коммунального
хозяйства далеко не продвинется, сколько бы районные
власти не вкладывали бы средств в благоустройство
территории и ремонт подъездов.
Основной плюс Товарищества в том,
что оно по собственному усмотрению может выбирать
подрядную организацию, которая возьмет на себя обслуживание
дома и прилегающей к нему территории. Однако жители
могут возразить: "Как же найти альтернативную компанию,
если кроме ДЕЗ обслуживанием в районе никто не занимается?"
Ответ на вопрос очевиден: районным властям необходимо
создать альтернативную организацию, то есть частную
Дирекцию. В столице есть подобный опыт, и там, где
государственному монополисту создана здоровая конкуренция,
дела обстоят намного лучше. В таких районах обе Дирекции
борются буквально за каждый дом и двор, тем более,
если речь идет не о ветхих строениях, а о современных
домах.
Между тем с экономической точки зрения
в жилищно-коммунальном хозяйстве начали складываться
нормальные конкурентные отношения, приходят подрядные
организации, которые хотят и могут работать в этой
сфере. Пока же финансирование идет через Дирекцию
единого заказчика, где работают наемные люди, которые
выполняют свою работу без точного подсчета затрат
и выгоды для конкретного дома. Такие выгоды могут
определить лишь подлинные хозяева-собственники. Первый
шаг уже сделан - подрядные организации отбираются
только на конкурсной основе, а это уже - элемент рыночных
отношений.
Жилой фонд района - значительное
имущество, но государство не всегда эффективно управляет
и распоряжается им. Передав управление этим имуществом
жителям, государство избавляется от необходимости
детального контроля. А жители, наоборот, могут теперь
контролировать использование каждого рубля, уплаченного
за жилищно-коммунальные услуги. Попробуйте сегодня
проследить, куда ушли ваши средства, перечисленные
за ЖКУ. Ничего не получится - замучаетесь ходить по
инстанциям, а ответа, скорее всего, не добьетесь.
Организация ТСЖ как юридического лица дает возможность
аккумулировать все средства на расчетном счете и подконтрольно
расходовать их. Кстати, целевые дотации из бюджета
будут также поступать на упомянутый счет.
Так что, несмотря на массу проблем,
инициаторам создания товариществ собственников жилья
удается решить большинство из них. А это значит, что
не за горами время, когда товарищества и кондоминиумы
перестанут быть для столицы чем-то непривычным, а
потому непонятным. Наш корр.
|